Поддержка flash

Почему прекращается поддержка Flash Player: полный разбор

Поддержка flash

На закате одной из самых значимых для интернета технологий вспомним о том, что представляет собой Flash Player, за что он отвечал, почему возникли вопросы к его безопасности и как в итоге сложилась нелегкая судьба программы.

История Flash Player

Flash в своем изначальном проявлении – это программа для изображения векторной графики, разработанная компанией FutureWave. Тогда создатели приложения быстро смекнули, что векторная анимация в лице Flash может составить конкуренцию популярной на тот момент программе Macromedia’s Shockwave Player, и добавили в свой продукт схожую функциональность.

Но Macromedia в итоге выкупила программу и провела ребрендинг. Затем добавила в нее много новых возможностей. В частности, скрипты, позволившие превратить Flash из проигрывателя забавных анимаций в полноценный инструмент для разработки приложений.

Популярность Flash вознеслась до небес. Тысячи игр, мини-приложений и роликов в сети были созданы благодаря этой технологии. В 2005 году программу приобрела компания Adobe и внедрила в нее еще одну порцию новшеств: поддержку 3D-графики и более широкие возможности по настройке скриптов.

В 2008 Adobe попыталась превратить Flash в новый продукт с названием Adobe AIR, но тут же столкнулась с целой серией проблем, сорвавших грандиозные планы компании. Появились серьезные конкуренты и не менее серьезные проблемы, связанные с безопасностью Flash.

Что убило Flash?

Процесс «умирания» Flash начался давно. Он длится уже 12 лет и вот-вот должен закончиться. По информации от Adobe, великое событие случится 31 декабря 2020 года.

В этот день разработчики окончательно откажутся от обновления и поддержки своего детища.

Примерно в это же время от поддержки Flash окончательно избавятся популярные браузеры, что и станет последним гвоздем в крышке гроба печально известного продукта.

Так что же произошло? Почему Flash так не взлюбили? Почему технология, сумевшая стать одной из самых быстро растущих в интернете, в скором времени уйдет на покой? Да еще и под ликование всех, кто как-то связан с интернетом (кроме компании Adobe, конечно).

Убийство Flash было спланировано давно. И киллеров было сразу несколько. Первый появился еще на заре успеха технологии, второй пришел неожиданно в 2007 году вместе с новым поколением устройств (смартфонами с емкостными сенсорными экранами). Третий появился чуть позже и стал главным конкурентом Flash.

Flash небезопасен

Когда браузер загружает флэш-файл, Flash запускает собственный процесс с отдельным контейнером памяти внутри браузерного приложения.

Злоумышленники этим активно пользовались, постоянно отыскивая новые способы добраться до блоков памяти и получить контроль над системой целиком (не только браузером, да).

В связи с этим пользователи все чаще начали задаваться вопросом: «А безопасно ли использовать Flash?».

И таких уязвимостей во Flash было так много, что ни сама Adobe, ни другие причастные корпорации не поспевали с выпуском обновлений. Раз за разом технологические гиганты выпускали патчи, закрывающие критические дыры в безопасности приложения, но это помогало лишь на время.

Механизм работы Flash в целом не соответствовал стандартам безопасности в сети. Сдерживать катастрофу стало невыносимым, поэтому Adobe решила избавиться от него, сохранив только часть функциональности в другом своем продукте – AIR. Это был первый гвоздь.

Стив Джобс не любил Flash

У технологии Флэш был именитый ненавистник, повлиявший на судьбу детища Adobe. Основатель компании Apple резко высказывался против Flash и не скрывал нелюбви к проекту Adobe.

В 2007 году Apple анонсировала выход революционного смартфона с емкостным экраном на базе фирменной операционной системы. Тогда же Джобс заявил, что iOS никогда не получит поддержку Flash (так и вышло).

Apple не хотела видеть Флэш в iOS сразу по трем причинам:

  1. Обилие брешей в безопасности программы.
  2. Нежелание зависеть от продуктов сторонних разработчиков.
  3. Потенциальное избыточное потребление энергии.

Мобильный браузинг становился все популярнее, а Apple играла в его развитии значимую роль. Поэтому отказ компании Джобса от Flash оказал заметное влияние на его популярность. К тому же Apple способствовала появлению новых альтернативных технологий, чем снизила шансы продукта Adobe на выживание.

На дворе был HTML5

К моменту «заката» Flash в активной разработке находился проект HTML5. Он частично разрабатывался как альтернатива Флэш для проигрывания видео в браузерах без использования плагинов от сторонних разработчиков.

В комбинации с CSS, JavaScript, OpenGL и другими веб-технологиями HTML5 быстро превратился в полноценную альтернативу Flash. Его хватало, чтобы выполнять те же задачи, которые раньше возлагались на плечи Флэш.

Встроенные решения оказались безопаснее, шустрее и удобнее в разработке, чем то, что использовалось ранее, поэтому продукт Adobe быстро отошел на второй план.

К тому же разработчики браузеров поддерживали повсеместное внедрение HTML5.

Можно ли использовать Flash без риска для компьютера?

Без риска не получится. Как я уже сказал выше, угроза безопасности лежит чуть ли не в основе кода Флэш.

Чтобы этот продукт перестал быть зияющей дырой в безопасности, нужно переписывать его с нуля, но в этом нет никакого смысла, ведь появились аналоги на голову выше качеством.

Если не хочется становиться жертвой злоумышленников и вирусов, надо шагать вместе с прогрессом, отказавшись от устаревшего и небезопасного ПО.

Flash пока работает. То, что произойдет 31 числа – завершение активной стадии разработки. Adobe прекратит поддержку и развитие своего рассадника цифровой заразы, но контент на его базе будет жить еще какое-то время. Браузеры потихоньку отключают плагин окончательно, блокируя возможность подключить его заново.

Что случится с интернетом, когда Flash наконец-то «умрет»?

Ничего радикального. Давайте на чистоту – часто ли вы видите сайты, требующие для работы Флэш? Сейчас даже самые захудалые видеохостинги с пиратскими фильмами работают на базе HTML5 с JavaScript и не требуют установки дополнительного ПО для работы.

Так что в масштабах интернета не произойдет ничего страшного. Я бы даже сказал, едва ли кто-то заметит отсутствие устаревшего плагина. А если и заметит, то не особо от этого пострадает.

Но это опять же при размышлении в глобальном плане. Мы не можем исключать тех, кто все еще зависит от продукта Adobe, причем с обеих сторон. И со стороны тех, кто потреблял Flash-контент, и со стороны тех, кто его создавал.

Что делать пользователям?

Если вы оказались среди зависимых от устаревших расширений Adobe (играете в старые браузерные игры, к примеру), то есть несколько путей облегчить ситуацию.

  1. Отказаться наконец-то от Flash-игр в пользу современных альтернатив на базе новых технологий.
  2. Сменить привычный видеохостинг на более современный.
  3. Запускать Flash-контент локально, не подключаясь к сети и не используя подозрительные сайты.
  4. Дождаться, пока разработчики любимых сайтов переведут свои проекты на новое «шасси» в виде JS и HTML.

Все 4 варианта должны спасти вас от мук расставания с Flash. Благо интернет за последние 10 лет изменился и адаптировался под грядущие похороны Флэш.

Что делать разработчикам и администраторам сайтов?

Выучить наконец-то теги HTML5 и освоить в полной мере возможности JavaScript, чтобы вытащить сайт из 2010 года. Да, разработка на Flash была простой и удобной, но другие технологии незначительно сложнее.

В крайнем случае можно обратиться за помощью к веб-дизайнерам, занимающимся созданием онлайн-ресурсов под ключ. Все, что у вас написано на Flash, они перепишут, используя «нормальные» инструменты.

Замена Adobe Flash Player

Решившись наконец-то отказаться от разработки Adobe, вам стоит изучить доступные альтернативы.

  • Для проигрывания медиа. Мы уже выяснили, что HTML5 неплохо справляется с ролью Флэш. В первую очередь это касается проигрывания видео- и аудиоматериалов. Для этого используются теги.
  • Для векторной графики и анимации. За векторную графику сейчас отвечает SVG. Это формат, позволяющий адаптировать изображение под любое разрешение. При использовании вкупе с JavaScript и CSS, SVG-изображения можно анимировать. Такой подход не нагружает процессор и полностью безопасен.
  • Для взаимодействия с пользователем. Все, что можно реализовать во Флэш, реализуется в стеке технологий HTML5, CSS и JavaScript. С помощью них можно создавать мини-приложения для взаимодействия с посетителями сайта.

А можно оставить flash?

Крайне нежелательно, но можно. Ведь компания не сможет уничтожить весь существующий контент или запретить его воспроизводить.

Запрещать будут браузеры и программы, так или иначе связанные с Flash. Поэтому обойти такие ограничения можно, и это не так уж сложно по большому счету.

Вот, что можно предложить луддитам (людям, ненавидящим прогресс):

  1. Оставить старый браузер и не устанавливать патчи, блокирующие Флэш.
  2. Загрузить браузер в духе Waterfox или Pale Moon, разработчики которых принципиально не блокируют Flash Player и не планируют этого делать, пока в сети есть соответствующий контент.
  3. Установить утилиту AIR Helper от самой Adobe.
  4. Использовать ПО на базе Adobe AIR.

Но такие методы стоит использовать на свой страх и риск. Flash небезопасен, и я не рекомендую использовать его в 2020 году. Весь мир отказывается от него не просто так. 

Источник: https://timeweb.com/ru/community/articles/bezopasno-li-ispolzovat-flash

Adobe окончательно убила Flash. В интернете началась глобальная блокировка Flash-контента

Поддержка flash

12.01.2021, Вт, 17:11, Мск , Эльяс Касми

Adobe начала блокировать Flash-контент в интернете, воспроизводимый при помощи ее Flash Player. Поддержка технологии Flash полностью прекращена, но у нее есть альтернатива – более безопасная HTML5.

Компания Adobe приступила к принудительной блокировке воспроизведения любого контента в интернете, для воспроизведения которого необходим ее фирменный проигрыватель Flash Player. Это последний этап уничтожения технологии Flash, зародившейся еще в конце XX века и в середине прошлого десятилетия признанной переполненной уязвимостями и максимально небезопасной.

Блокировке подвергается любой flash-контент – рисованные анимации, видео, переконвертированное во Flash, баннеры, компоненты веб-сайтов и др. Для этого она использует механизмы, заложенные в самом Flash Player, и попутно не позволяет обновить его или просто скачать его дистрибутив со своего официального сайта.

На момент публикации материала страница с перечнем актуальных версий Flash Player по-прежнему была доступна – на нее можно перейти, к примеру, через меню «Обновление» в настройках Flash Player, в которые можно попасть через «Панель управления» на компьютерах под Windows. Однако ссылка, еще вчера позволявшая скачать и установить апдейт проигрывателя, теперь ведет совсем на другой сайт.

Сайт с перечнем актуальных версий Flash Player…

Нажав на нее, пользователь увидит на своем мониторе сайт, сообщающий о смерти Flash как технологии.

Там же он может найти инструкцию по удалению проигрывателя со своего ПК на базе Windows или macOS и узнать о том, что стало причиной отказа от дальнейшего развития Flash.

Всю эту информацию Adobe предоставила на английском языке – попытка выбора российского региона в настройках сайта не переводит ее на русский.

…и страница, на которую он перенаправляет

Следует отметить, что интернет в глобальном плане не пострадает от блокировки и прекращения поддержки Flash. На момент публикации материала лишь 2,2% существующих сайтов использовали эту технологию (статистика W3Techs).

Последние пять лет Flash

Сама Adobe не изобретала Flash – она всего лишь купила эту технологию в наборе с другими активами компании Macromedia во II квартале 2005 г. Но и Macromedia не создавала ее, поступив так же, как Adobe – в 1996 г. она прибрела компанию Futurewave, стоявшую у истоков Flash. Свое название технология получила в том же 1996 г., а до этого она была известна как Futuresplash Animator.

Adobe активно развивала Flash до 2015 г., хотя неоднократно сталкивалась с необходимостью устранения множества уязвимостей в ней. Например, в феврале 2014 г. она выпустила масштабный апдейт для Flash Player, закрывающий брешь, обнаруженную «Лабораторией Касперского» и позволявшую хакерам получать полный контроль над компьютером пользователя.

Adobe разочаровалась во Flash почти шесть лет назад

В том же 2015 г. она начала призывать веб-мастеров и разработчиков браузеров к отказу от Flash в пользу более надежной технологии – HTML5. Тогда еще никто не говорил о скорой смерти Flash, но год спустя, в декабре 2016 г., компания Google в числе первых начала постепенно отключать Flash в своем браузере Chrome и заменять его на HTML5 с декабря 2016 г.

Судьба Flash была решена лишь в июле 2017 г., когда Adobe публично заявила о намерении оставить эту технологию в прошлом. Она сразу же установила сроки полного прекращения ее поддержки – не позднее 31 декабря 2020 г. Таким образом, и у владельцев веб-сайтов, и у разработчиков интернет-ПО в запасе было 2,5 года на полный переход к использованию HTML5.

Adobe сдержала слово и остановила дальнейшее развитие Flash именно в последний день 2020 г. А сразу после Нового года, в первых числах января 2021 г.

, за несколько дней до полной блокировки Flash-контента, она опубликовала предупреждение о необходимости немедленного удаления Flash Player с компьютеров и ноутбуков, мотивируя это тем, что он по-прежнему кишит уязвимостями и представляет опасность для ПК пользователя и хранящейся в нем информации.

Безопасные альтернативы

Воспроизвести ранее скачанные ролики и Flash-игры в режиме офлайн можно в сторонних плеерах для ПК – такая опция реализована, к примеру, в PotPlayer, хотя в большинстве случаев это лишь побочная функция таких программ. А для просмотра Flash-контента в интернете теперь понадобится специальный эмулятор, появившийся, как сообщал CNews, в начале декабря 2020 г. и, по словам разработчиков, лишенный недостатков оригинального проигрывателя.

Pot Player воспроизводит ролик All your base are belong to us в Flash-формате

Проект получил название Ruffle, его код написан на языке Rust, а стоит за ним небольшая группа программистов-энтузиастов. Эмулятор Flash может применяться как самостоятельное приложение на стороне клиента и встраиваться в веб-страницы при помощи технологии Webassembly.

Притом владельцам сайтов даже не потребуется глобально корректировать код – достаточно будет установить Ruffle на сервер и добавить всего лишь одну строчку HTML-кода, загружающий специальную библиотеку на языке Javascript, на каждую страницу, где есть Flash-контент.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-12_v_internete_nachalas_globalnaya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.